![]() |
|
|
- - |
«ПОЮЩИЕ ЛОШАДИ»
Так
называли команды по уборке трупов с территории лагеря. Повозку с телами везут
впряженные в нее узники, подгоняемые хлыстами эсэсовцев. Под страхом смерти
заключенных заставляли петь.
«ПРОКЛЯТИЕ»
Не выдерживая
мучений и истязаний, некоторые узники решались на самоубийство – «шли на провод»,
который находился под электрическим напряжением. Их последними словами были проклятия
фашизму.
«ПОБЕГ»
Постоянно
из лагерей предпринимались побеги. Часто они провоцировались предателями и были
поводом для истребления людей. Надежда на спасение оборачивалась страшной
трагедией...

«ЭТТЕРСБЕРГ – ГОЛГОФА
ХХ ВЕКА»
Для непокорных в Бухенвальде
предназначались одиночные карцеры – специальные бункеры для пыток. В тупике
бухенвальдского бункера подвешен, как будто распят, юноша, на груди которого
выжжена звезда. Это символ мучений и страданий, уготованных человечеству
фашизмом в ХХ веке.

«ПОЮЩИЕ КОММУНИСТЫ»
Показательный обряд покарания коммунистов звучит как
героическая симфония, как гимн мужеству и несгибаемой воле этих людей, их вере
в свою правоту, в будущую свободу. Горящие на жертвенном костре коммунисты
остаются борцами до последних мгновений жизни и умирают со словами
«интернационала» на устах.
«КАНАНАДА»
«Канадами»
в лагере называли пункты сбора несметных богатств. У людей, предназначенных для
уничтожения, забирали все имеющиеся ценности, а после ограбления загоняли в
газовые камеры. На их фоне особенно отвратительны циничные эсэсовцы,
выкладывающие золотые пирамиды и перебирающие жемчуга.
«МАДОННА БИРКЕНАУ»
Над черным силуэтом крематория женского лагеря
Биркенау возносится в небо мадонна – символ всех погибших матерей. Она
неуязвима, недосягаема для зла и мракобесия и в тоже время прекрасна. И словно
возрождая жизнь, под крестом крематория выросли скромные полевые ромашки.
«ОТБОР»
Уничтожая
узниц
женских концентрационных лагерей, фашисты отбирали самых молодых и красивых для
медицинских экспериментов.
«ТАНЕЦ С ОГНЁМ»
Перед тем, как поджечь это страшное сооружение,
фашисты забавляются танцем с факелами.
«ЛЕТНИЙ ТЕАТР»
Накануне
краха Бухенвальда печи крематориев работали на полную мощь, но не справлялись
со
своей
задачей. Трупы сжигали в ямах, которые на лагерном жаргоне называли «летними
театрами».
«SOS»
Весной 1945г. подпольщикам Бухенвальда удалось
скопить оружие, смонтировать рацию. Готовилось восстание. Узники собрались
вокруг рации. Их лица озарены светом надежды на спасение. В эфир летит сигнал
бедствия «SOS!».
«ЭТИ ВЫЖИЛИ»
Групповой портрет только что освобожденных узников.
Заостренные, затравленные лица с запавшими глазами, в которых застыло страдание… воин-освободитель открывает им дверь в забытый,
радостный и яркий мир.
11
миллионов жертв из 18 миллионов мучеников лагерей смерти, 60 миллионов погибших
на фронтах 2-й мировой войны.

Картины М. А. Савицкого «Цифры на сердце» - это
урок настоящему и
предостережение
для всего человечества. Человеку необходимо познать свою историю не только
умом, но чувством. Неспроста говорили мудрецы: «Тот, кто не помнит своего
прошлого, осуждён пережить его снова». Так пусть же помогут нам в этом
бессмертные полотна Михаила Андреевича Савицкого.
В 2001 году М. Савицкий стал почётным гражданином столицы Беларуси,
а с 2006 года – Герой Беларуси.